воскресенье, 4 апреля 2021 г.

 Экскурсия «Результаты естественного отбора»

Цели: определить взаимосвя­зь ритмов в живой и неживой природе, проанализировать  видовое многообразие живых организмов; выявить черты приспособленности к среде.

Место проведения экскурсии: смешанный лес или лесопарк, расположенные недалеко от школы.

Этапы проведения экскурсии.

1. Характеристика особенностей весеннего комплекса экологических условий среды — биотопа, занимаемого рас­тительным сообществом.
При описании особенностей весеннего комплекса эколо­гических условий среды учащийся должен охарактеризовать следующие факторы: долготу светового дня, сравнить ее с зимним показателем; положение солнца над горизонтом и величину излучаемого им тепла; температуру воздуха, сравнить её с температурой на открытом месте; силу, продолжительность и направление ветров, сравнить силу движения воздуха в лесу и на открытом месте; характер, частоту и продолжительность осадков; влаж­ность почвы в лесу и на открытой местности.
Во время экскурсии сравниваются условия, необходимые для жизни растений, и весенние условия среды.
Вывод:
2.    Описание весенних явлений в жизни растений как результат их приспособления к особенностям весеннего комплекса экологических условий среды.
При описании весенних явлений в жизни растений учащиеся должны отметить, что наблюдается цветение первых весенних травянистых растений и некоторых деревьев и кустарников. Например, у лещины в это время свисают жёлто- бурые серёжки на концах ветвей — это соцветия мужских цветков. А женские цветки найти трудно: их соцветия очень похожи на обычные почки, но имеют красноватые ниточки — рыльца, высовывающиеся из невзрачного цветка. Опыление происходит при помощи ветра, поэтому и цветёт лещина ещё до распускания листьев. Некоторые травянистые растения имеют запас питательных веществ в корневищах, клубнях, луковицах, поэтому цветение их происходит очень рано — как только пригреет солнце.
3.   Изучение видового многообразия сообщества растений в лесу, рассмотрение жизненных форм растений.
 В преде­лах площадки определяется количество ярусов, описывается их видовой состав. При этом отмечается отношение растений к освещённости: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Количественное участие каждого вида в фитоценозе характеризуется числен­ностью его особей и частотой их встречаемости. 
4. Задание для самостоятельной работы.
Для самостоятельной работы каждому учащемуся предлага­ется описать, зарисовать или сфотографировать раннецветущее растение, собрать растения для гербария, если они не относят­ся к охраняемым видам. Описать красоту пробуждающейся природы. Найти примеры взаимосвязей растений в фитоценозе с окружающей живой и неживой природой. 


Отчёт о результатах экскурсии
«          »          2021 г.
Тема экскурсии:       .
Цель экскурсии:                   _____                         ___      __        .
Место и время проведения экскурсии:                  .
Результаты экскурсии:
1. Характеристика комплекса экологических условий среды
2. Описание приспособительных явлений в жизни растений
3.             Результаты изучения видового многообразия сообщества растений  ___      _                      .
4.             Отчёт о выполнении задания для самостоятельной рабо­ты:                                                               .
Выводы:               

Комментариев нет: