Экскурсия «Результаты естественного отбора»
Цели: определить взаимосвязь ритмов в живой и неживой природе, проанализировать видовое многообразие живых организмов; выявить черты приспособленности к среде.
Место проведения экскурсии: смешанный лес или лесопарк, расположенные недалеко от школы.
Этапы проведения экскурсии.
1. Характеристика особенностей весеннего комплекса экологических условий среды — биотопа, занимаемого растительным сообществом.
При описании особенностей весеннего комплекса экологических условий среды учащийся должен охарактеризовать следующие факторы: долготу светового дня, сравнить ее с зимним показателем; положение солнца над горизонтом и величину излучаемого им тепла; температуру воздуха, сравнить её с температурой на открытом месте; силу, продолжительность и направление ветров, сравнить силу движения воздуха в лесу и на открытом месте; характер, частоту и продолжительность осадков; влажность почвы в лесу и на открытой местности.
Во время экскурсии сравниваются условия, необходимые для жизни растений, и весенние условия среды.
Вывод:
2. Описание весенних явлений в жизни растений как результат их приспособления к особенностям весеннего комплекса экологических условий среды.
При описании весенних явлений в жизни растений учащиеся должны отметить, что наблюдается цветение первых весенних травянистых растений и некоторых деревьев и кустарников. Например, у лещины в это время свисают жёлто- бурые серёжки на концах ветвей — это соцветия мужских цветков. А женские цветки найти трудно: их соцветия очень похожи на обычные почки, но имеют красноватые ниточки — рыльца, высовывающиеся из невзрачного цветка. Опыление происходит при помощи ветра, поэтому и цветёт лещина ещё до распускания листьев. Некоторые травянистые растения имеют запас питательных веществ в корневищах, клубнях, луковицах, поэтому цветение их происходит очень рано — как только пригреет солнце.
3. Изучение видового многообразия сообщества растений в лесу, рассмотрение жизненных форм растений.
В пределах площадки определяется количество ярусов, описывается их видовой состав. При этом отмечается отношение растений к освещённости: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Количественное участие каждого вида в фитоценозе характеризуется численностью его особей и частотой их встречаемости.
4. Задание для самостоятельной работы.
Для самостоятельной работы каждому учащемуся предлагается описать, зарисовать или сфотографировать раннецветущее растение, собрать растения для гербария, если они не относятся к охраняемым видам. Описать красоту пробуждающейся природы. Найти примеры взаимосвязей растений в фитоценозе с окружающей живой и неживой природой.
Отчёт о результатах экскурсии
« » 2021 г.
Тема экскурсии: .
Цель экскурсии: _____ ___ __ .
Место и время проведения экскурсии: .
Результаты экскурсии:
1. Характеристика комплекса экологических условий среды
2. Описание приспособительных явлений в жизни растений
3. Результаты изучения видового многообразия сообщества растений ___ _ .
4. Отчёт о выполнении задания для самостоятельной работы: .
Выводы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий