Экскурсия
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Цель: ………………………………………………………………………………………………………………..
Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, бинокль.
Ход экскурсии
1. Вспомните, что представляет собой изменчивость? Какие формы изменчивости
выделяют? Составьте схему «Виды изменчивости».
2. Осмотрите
местность
и выберите для обследования различные участки, на которых в большом количестве
произрастает одуванчик лекарственный (на открытом пространстве, под пологом
деревьев, вдоль дороги). Отметьте признаки сходства и различия между растениями
одуванчика в разных местах произрастания. Результаты занесите в таблицу.
Часть растения |
Признак для сравнения |
Сходство |
Различия |
Лист |
Длина |
|
|
Ширина |
|
|
|
Форма листовой пластинки |
|
|
|
Глубина рассеченности |
|
|
|
Число листьев |
|
|
|
Цветонос |
Длина |
|
|
Соцветие |
Тип |
|
|
Диаметр |
|
|
3. Как вы думаете, с чем связаны выявленные различия во внешнем строении
растений одуванчика лекарственного?
4. Обратите внимание на сизых голубей. Сравните особей
этого вида между собой. Что вы обнаружили? О чем это свидетельствует? Каковы
причины этого факта?
5. Далее экскурсия продолжается в
смешанном лесу. Вы идете по лесной дороге (или по тропинке в парке) и невольно
наступаете на различные растения. Особенно часто на дорогах растет подорожник
большой — широко распространенное у нас многолетнее растение. Обратите внимание
на широкие листья этого растения: они лежат на земле. Попробуйте найти на
дороге среди десятков и сотен особей подорожника хотя бы две особи, полностью
тождественные. Вам удалось это сделать? О чем свидетельствует этот факт?
6. Посмотрите по сторонам от дороги, и там среди множества других травянистых
растений вы увидите много растений подорожника среднего. В отличие от формы,
растущей на лесных дорогах, у подорожника, который вы видите в стороне, более
крупные листья, направленные вверх. Как вы думаете, чем это можно объяснить?
7. Если вы найдете в смешанном
лесу место старой вырубки, занятой молодым лиственным лесом (в основном
березой и осиной), то сможете увидеть пример межвидовой борьбы. Участок сплошной вырубки обычно зарастает светолюбивыми, быстро
растущими видами деревьев: осиной, березой, ольхой. Смешанный лес на этом
участке уступает место вторичным насаждениям — лиственным. Лишь через 10—15 лет под пологом лиственного
леса появляется подрост ели. Деревца, вначале маленькие и разобщенные, с
каждым годом набирают силу. Через некоторое время ели опередят в росте и
развитии лиственные породы и выйдут в 1-й ярус. Березы и осины под кронами хвойных не находят
оптимальных условий жизни и постепенно одна за другой погибают. В итоге на
этом участке восстанавливается смешанный лес, в котором лиственные виды
составляют лишь примесь, сохранившуюся в большей или меньшей степени (обычно во
2-м ярусе и в подлеске). Как правило, в смешанном лесу
доминируют ель, ель и сосна, ель и береза; им сопутствуют сосна, береза, осина,
липа; в подлеске характерны группы молодых елей, берез и осин. Липы и клены,
рябины и орешник всегда располагаются во 2-м и 3-м ярусах под кронами спелых
елей и сосен, иногда дубов, формирующих 1-й ярус смешанного леса. Для такого леса характерен
определенный набор кустарников и травянистых растений: под пологом деревьев вы
непременно найдете теневыносливые «пирамидальные» кусты можжевельника, малину,
ежевику, чернику, а также мхи, папоротники.
Зарисуйте схематически
расположение растений в разных ярусах. В чем заключается межвидовая борьба в данной экосистеме и к чему она
приводит?
8. В смешанном лесу вы можете наблюдать разнообразные
виды птиц (зяблик, малая мухоловка, мухоловка-пеструшка, иволга и др.). Самцы
этих видов птиц обычно имеют более яркую окраску, чем самки. С чем это связано?Весной лес наполнен птичьими
голосами. Как вы думаете, кто выдает трели — самки или самцы? Почему?
Как птицы проявляют свою заботу о потомстве?
Наблюдается ли при этом борьба за существование и в чем она проявляется? К чему
она приводит?
9. Рассмотрите
растения нескольких видов, обитающих на открытых пространствах — полянах и под
пологом леса. Установите, какие они имеют приспособления для обитания в
определенных условиях.
Докажите, что эти приспособления носят относительный характер.
10. Сделайте
вывод о взаимоотношениях между особями одного и разных видов в лесной
экосистеме, наличии между ее обитателями борьбы за существование и результатах
естественного отбора.