Цели: определить взаимосвязь ритмов в живой и неживой
природе, проанализировать видовое многообразие живых организмов;
выявить черты приспособленности к среде.
Место проведения
экскурсии: смешанный лес или лесопарк, расположенные недалеко от школы.
Этапы проведения
экскурсии.
1. Характеристика особенностей
весеннего комплекса экологических условий среды — биотопа, занимаемого растительным
сообществом.
При описании особенностей весеннего
комплекса экологических условий среды учащийся должен охарактеризовать
следующие факторы: долготу светового дня, сравнить ее с зимним показателем; положение солнца над горизонтом и
величину излучаемого им тепла; температуру воздуха, сравнить её с температурой
на открытом месте; силу, продолжительность и направление ветров, сравнить силу
движения воздуха в лесу и на открытом месте; характер, частоту и продолжительность
осадков; влажность почвы в лесу и на открытой местности.
Во время экскурсии сравниваются
условия, необходимые для жизни растений, и весенние условия среды.
Вывод:
2.
Описание весенних явлений в жизни растений как результат их приспособления
к особенностям весеннего комплекса экологических условий среды.
При описании весенних явлений
в жизни растений учащиеся должны отметить, что наблюдается цветение первых
весенних травянистых растений и некоторых деревьев и кустарников. Например, у
лещины в это время свисают жёлто- бурые серёжки на концах ветвей — это соцветия
мужских цветков. А женские цветки найти трудно: их соцветия очень похожи на
обычные почки, но имеют красноватые ниточки — рыльца, высовывающиеся из
невзрачного цветка. Опыление происходит при помощи ветра, поэтому и цветёт
лещина ещё до распускания листьев. Некоторые травянистые растения имеют запас
питательных веществ в корневищах, клубнях, луковицах, поэтому цветение их
происходит очень рано — как только пригреет солнце.
3.
Изучение видового многообразия сообщества растений в лесу, рассмотрение
жизненных форм растений.
В пределах площадки определяется количество ярусов, описывается их видовой состав. При этом отмечается отношение растений к освещённости:
светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Количественное участие каждого вида
в фитоценозе характеризуется численностью его особей и частотой их
встречаемости.
4. Задание для самостоятельной работы.
Для
самостоятельной работы каждому учащемуся предлагается описать, зарисовать или
сфотографировать раннецветущее растение, собрать растения для гербария, если
они не относятся к охраняемым видам. Описать красоту пробуждающейся природы.
Найти примеры взаимосвязей растений в фитоценозе с окружающей живой и неживой
природой. К следующему уроку учащиеся готовят отчёты о выполнении заданий в рабочих
тетрадях по приведённой ниже форме.
На
основании анализа результатов проведённых экскурсий учащиеся при помощи учителя
должны прийти к следующему выводу: сезонному ритму неживой природы на Земле
соответствует чёткий ритм жизни во всех её проявлениях. Следовательно,
разнообразие видов организмов и их приспособленность к среде обитания являются
результатами действия естественного отбора, постоянно протекающего в природе с
помощью факторов среды.
Отчёт о
результатах экскурсии
« » 2020 г.
Тема
экскурсии: .
Цель
экскурсии: _____ ___ __ .
Место и
время проведения экскурсии: .
Результаты
экскурсии:
1.
Характеристика комплекса экологических условий среды
2.
Описание приспособительных явлений в жизни растений
3.
Результаты
изучения видового многообразия сообщества растений ___ _ .
4.
Отчёт о
выполнении задания для самостоятельной работы: .
Выводы:
Все отчеты (фото) сбросить на адрес radyuk.oksanka@bk.ru до 29.04.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий